ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЖИЛОГО ДОМА
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ"?
Техническое обслуживание жилых домов – комплекс работ по обеспечению бесперебойного функционирования инженерных систем и контроля за техническим состоянием конструктивных элементов здания в процессе эксплуатации.
Техническое обслуживание многоквартирных домов проводится на регулярной основе (в установленные сроки) и оплачивается согласно тарифам.
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ — основная жилищно-коммунальная услуга по предотвращению интенсивного износа, восстановлению исправности и устранению повреждений конструктивных элементов, инженерных систем.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2016 № 5 утверждена Инструкция о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда. Документ вступил в силу 8 мая 2016 г.
Законодательством определено, что средства на финансирование работ по текущему ремонту жилищного фонда должны выделяться из местных бюджетов и вноситься собственниками либо нанимателями жилых помещений, а так же участниками организаций застройщиков и рассчитываться из платы за текущий ремонт, кроме того, могут использоваться другие источники финансирования, которые не запрещены нашим законодательством.
В документе установлены:
1) перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства местных бюджетов, а также иные источники финансирования, не запрещенные законодательством;
2) перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт.
За счет средств собственников будут выполняться следующие виды работ:
– расшивка швов, заделка выбоин, трещин, отдельных участков стен подъездов;
– восстановление штукатурки и облицовки
стен подъездов и потолков (в том числе подвесных), подъездов;
– выравнивание стен и потолков подъездов;
– восстановление и укрепление лепных декоративных деталей подъездов;
– заделка выбоин, трещин в цементных, бетонных полах подъездов;
– работы по ремонту, замене покрытий полов подъездов без изменения конструкции;
– работы по ремонту, замене отдельных элементов мусоропроводов, установка приспособлений для прочистки стволов мусоропроводов;
– малярные работы (в том числе окраска стен, потолков, оконных и дверных заполнений, трубопроводов, отопительных приборов, элементов мусоропроводов, почтовых ящиков, решеток, перил, поручней) в подъездах;
– ремонт печей, дымоходов;
– окраска дверей шахты и кабины лифта, купе кабины лифта.
При этом по ряду перечисленных выше работ имеется примечание: за исключением вспомогательных помещений, т.е. подвалов и чердаков.
Все остальные работы по текущему ремонту отнесены в первый перечень работ (источниками их финансирования являются средства местных бюджетов).
Плановый текущий ремонт жилищного фонда осуществляется в соответствии с годовыми планами текущего ремонта жилищного фонда с учетом:
– технического и эстетического состояния конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома;
– периодичности проведения работ по текущему ремонту.
Периодичность проведения текущего ремонта жилищного фонда определяется с учетом минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома с момента ввода их в эксплуатацию после нового строительства, а также с момента последнего ремонта.
Внеплановый текущий ремонт жилищного фонда осуществляется:
– при установлении неудовлетворительного технического и эстетического состояния конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома, в том числе в результате актов вандального характера;
– по решению потребителей о необходимости проведения текущего ремонта, принятому в соответствии с законодательством.
То есть жильцы подъезда по собственному решению могут проводить внеплановый текущий ремонт хоть каждый год.
Пунктом 6 Инструкции установлено, что критерием определения необходимости выполнения текущего ремонта жилищного фонда, обусловленного неудовлетворительным техническим и эстетическим состоянием конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома, является несоответствие конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома требованиям технических нормативных правовых актов, предъявляемым к их техническому состоянию (ТКП 45-1.04.-208-2010 (02250) «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования»; ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений»).
Необходимость выполнения текущего ремонта подъезда (этажа, секции) определяется в соответствии с приведенным выше требованием и наличием дефектов отделочного покрытия конструктивных элементов (сколы, выбоины, трещины, отслоения окрасочного и облицовочного покрытий, штукатурного слоя, наличие надписей и (или) изображений непристойного характера и т.д.) и элементов инженерных систем. Виды ремонтных работ и их объем определяются в соответствии с дефектным актом, составляемым по результатам осмотра жилого дома.
Годовой план формируется заказчиком по результатам плановых осенних осмотров жилищного фонда, проводимых в соответствии с законодательством, а также на основании заявок, претензий потребителей и иных документов.
Годовой план составляется в месячный срок после проведения плановых осенних осмотров жилищного фонда и включает список жилых домов, разделенный в зависимости от источников финансирования, с указанием видов ремонтных работ, их объема, ориентировочной стоимости и сроков проведения. До 1 января текущего года годовой план доводится до сведения потребителей путем размещения на сайте заказчика в Интернете либо другим способом в доступном для потребителей месте. Годовой план может уточняться по результатам планового весеннего и иных осмотров жилищного фонда, в случае появления дополнительных работ и с учетом поступления заявок, претензий потребителей по вопросам текущего ремонта жилищного фонда. Уточненный годовой план утверждается заказчиком и доводится до сведения потребителей в течение месяца после его корректировки в том же порядке.
Работы по текущему ремонту по устранению дефектов и неисправностей в жилых помещениях, которые появились вследствие неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем не по вине собственников жилых помещений частного жилищного фонда, нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда, членов организаций застройщиков, либо компенсация расходов указанных лиц на выполнение таких работ производятся за счет исполнителя. При отсутствии вины исполнителя понесенные им фактические затраты возмещаются за счет средств местных бюджетов, выделяемых на текущий ремонт жилищного фонда.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛОГО ДОМА
Что такое капитальный ремонт дома?
Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов один из наиболее важных элементов воспроизводства жилищного фонда станы.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 года № 324 определяет единые подходы к проведению, планированию и финансированию капитального ремонта: как и кем формируются текущие и перспективные графики ремонта, что входит в перечень работ и т. д.
Капитальный ремонт жилых домов (в том числе капитальный ремонт многоквартирного дома) -это ремонт, связанный с обновлением и восстановлением основных потребительских, физико-технических и визуальных (эстетических) качеств зданий, утраченных в процессе многолетней эксплуатации.
Необходимость проведения и включения в перспективные программы и текущие графики капремонта определяется на основании обследования состояния дома и срока его службы. Программы формируются исполкомами в соответствии с предложениями Заказчиков, эксплуатирующих жилфонд. Проведение осуществляется на основании перспективных (пять лет) и текущих (один год) программ, которые разрабатываются и публикуются до 1 февраля текущего года.
Важно!
Если товарищество собственников и организация застройщиков самостоятельно в процессе эксплуатации аккумулировали деньги на капремонт, они же самостоятельно этот ремонт планируют, финансируют и осуществляют. Если ТС находилось на техническом обслуживании государственной организации, отчисляло ежемесячно средства на капремонт, то с учетом технического состояния и в пределах очередности оно будет включено в списки на проведение капитального ремонта с участием бюджетных средств и планированием местными исполнительными и распорядительными органами.
Что касается распределения финансовых средств по районным, городским исполнительным комитетам, местным администрациям районов, то оно производится исходя из объемов заданий, установленных облисполкомами и Минским горисполкомом, по вводу в эксплуатацию общей площади квартир жилых домов после капитального ремонта, объемов строительных, специальных, монтажных работ в текущих ценах по проектной документации, а также затрат на разработку проектной документации и других обязательных платежей. Потребность в финансовых средствах отдельных конструктивных элементов определяется при формировании местных бюджетов на очередной финансовый год в размере не более 15 % от потребностей на капремонт по областям и Минску.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РАБОТ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ДОМОВ:
При организации и выполнении работ обеспечивающих капитальный ремонт жилых домов, при замене и ремонте электрического, газового, санитарно-технического и другого оборудования (не включая систем отопления, защиты и оповещения о дыме и пожарной автоматической сигнализации), установка, обновление, замена и ремонт приборов учета расхода и потребления воды, тепла и электроэнергии, газа, а также электропроводки внутри квартир должны осуществляться за счет личных средств собственников жилых жомов. |
Срок выполнения капитального ремонта устанавливается в соответствии с графиком выполнения работ, составленным исполнителем совместно с подрядной организацией.
Капитальный ремонт объекта предусматривает полную или частичную замену одного, нескольких или всех систем инженерного оборудования, кроме того приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов здания.
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ
Перевод жилфонда граждан с централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения на индивидуальное.
Оптимизация схем теплообеспечения населенных пунктов.
Подписан Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг», среди прочего предусматривающий возможность и порядок перевода эксплуатируемого жилищного фонда граждан с централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения на индивидуальное при оптимизации схем теплообеспечения населенных пунктов.
Указ устанавливает, что в случае принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения о переводе эксплуатируемого жилищного фонда граждан с централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения на индивидуальное при оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов на основании технико-экономического обоснования, разработанного в установленном законодательством порядке, финансирование строительства индивидуальных систем отопления и горячего водоснабжения, уличных распределительных газопроводов, газопроводоввводов, внутридомовых систем газоснабжения, в том числе приобретение индивидуальных систем отопления и ГВС, осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Другими словами, проект Указа устраняет все причины, которые до этого времени не позволяли жилищно-коммунальным предприятиям выбирать максимально эффективный путь децентрализации систем теплоснабжения жилфонда (в том числе и не газифицированного) за счет перевода его на индивидуальное поквартирное (подомовое) теплоснабжение.
Кроме того, данным Указом ликвидирутся все возможные юридические коллизии, которые могут возникнуть при переводе с централизованного теплоснабжения на индивидуальное, в том числе и многоквартирного жилого фонда, за счет безвозмездной передачи собственникам жилых помещений внутридомовых систем газоснабжения и индивидуальных систем отопления и горячего водоснабжения. При этом доходы граждан от безвозмездной передачи им имущества не будут облагаться налогом.
Отдельно отметим тот факт, что в случае нежелания гражданина на перевод его жилья с централизованного на индивидуальное теплоснабжение упрашивать и уговаривать его не требуется. Теплоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора теплоснабжения в одностороннем порядке при обеспечении завершения работ по устройству индивидуального теплоснабжения и горячего водоснабжения до начала следующего отопительного периода или отказа гражданина от заключения договора на проведение работ по устройству индивидуального теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Более того, гражданин, уведомленный о расторжении договора о теплоснабжении и о заключении договора на проведение работ по устройству индивидуального теплоснабжения, сам должен обратиться в течение 30 дней со дня получения уведомления в энергоснабжающую организацию с заявлением о заключении договора на проведение работ по устройству индивидуального теплоснабжения. Отсутствие такого обращения можно будет рассматривать как отказ от заключения указанного договора, и в дальнейшем, когда обращение все-таки появится, все работы должны исполняться уже за счет гражданина.
После принятия местным исполнительным органом решения о переводе жилищного фонда с централизованного теплоснабжения на индивидуальное, энергоснабжающая организация обязана не позднее одного месяца после завершения отопительного периода уведомить гражданина о принятом решении и предложить заключить договор на проведение работ по устройству индивидуального теплоснабжения и горячего водоснабжения за счет средств местного бюджета. Гражданин, получивший предложение энергоснабжающей организации о заключении указанного договора, обязан в течение 30 календарных дней обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением о заключении такого договора либо письменно отказаться от его заключения.
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
1. Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг" предусматривает, что услуга по освещению мест общего пользования будет 100% оплачиваться жильцами. При этом жильцы могут принять решение о замене стандартных лампочек в подъездах на энергосберегающие, или установить акустические датчики, реагирующие на движение и включающие освещение, когда на площадке появляется кто-то из людей. Все это сэкономит электроэнергию и уменьшит платежи за освещение мест общего пользования.
САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛОГО ДОМА
Санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома с 2016 года — самостоятельная основная жилищно-коммунальной услуга.
Периодичность уборки определяется требованиями, определенными МЖКХ. И теперь сами жильцы дома (подъезда) могут влиять на стоимость и качество данной услуги. Появляется выбор. Не устраивает периодичность и качество работы, выполняемой обслуживающей организацией, — потребитель может обратиться к Заказчику ЖКУ — КУП ЖКХ района — с просьбой заменить поставщика данной услуги. Заказчик от имени потребителя проведет конкурс по выбору нового поставщика услуг, заключит договор, вкотором будут оговорены все пожелания потребителей с указанием соответствующей платы. Либо жильцы могут принять решение самостоятельно убирать места общего пользования, тогда плата за эту услугу не будет появляться в счет-извещениях. Если выбор сделан в пользу самостоятельной уборки подъезда, но при этом она не осуществляется, подъезд не оставят неубранным — cанитарное состояние вспомогательных помещений будет контролироваться Центром гигиены и эпидемиологии района (путем направления соответствующих сведений Заказчику, ТС или ОЗ), либо непосредственно Заказчиком ЖКУ, ТС, ОЗ, которые примут решение об уборке подъезда. Обратим внимание, что от услуг по дезинфекции, дератизации и дезинсекции отказаться нельзя.
Кстати, все факты вандализма в подъезде, выявленные в ходе проведения общих осмотров мастерами по обслуживанию жилищного фонда, будут устраняться в рамках текущего ремонта за счет самих жильцов, так что желание поддерживать общее имущество в надлежащем порядке сэкономит семейный бюджет.
Санитарное содержание вспомогательных помещений рассчитывается исходя из зарегистрированных в квартире человек. Освобождаются от оплаты дети до 7 лет.
Даже если в квартире никто не зарегистрирован и не проживает плата за санитарное содержание вспомогательных помещений – общего имущества – взиматься будет исходя из расчета: общая площадь квартиры деленная на 20м2. Пример: 48м2/20м2=2,4. Значит, оплата производится как за двоих зарегистрированных. Социальные льготы предусмотрены Законом Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З
Если услуга по санитарному содержанию не оказана, вы имеете полное право на ее перерасчет.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОМОВ
Лифт – такое же общее имущество (ст. 1 п. 33 Жилищного кодекса Республики Беларусь), как подъезд, стены, крыша.
В соответствии с указом № 107 техобслуживание лифта, уборка подъезда, электроэнергия мест общего пользования начисляется исходя из зарегистрированных и проживающих по договору найма в квартире граждан. Но бывают случаи: в квартире никто не зарегистрирован, но периодически брат-сват в ней появляется. Водой пользуется, на лифте катается и так далее. Не начислять плату вообще (если она взимается по зарегистрированным) было бы неправильно, как и пользование (подогрев) водой «разбрасывать» на соседей.
Поэтому, как пояснила начальник отдела методологии и экономических процессов, была принята такая мера: общая площадь квартиры делится на 20 м2, округляется до целого меньшего числа и получается то количество, за которое необходимо заплатить.
ОБРАЩЕНИЕ С ТВЁРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ
Обеспеченность водными ресурсами на душу населения в республике составляет 5,8 тыс. м3, что превышает аналогичные показатели в соседних странах — Польше и Украине (1,7 тыс. м3 и 4,1 тыс. м3 соответственно). Среднеевропейская норма — 4,2 тыс. м3.
Обеспечение населения питьевой водой производится в основном из подземных источников, что позволяет получать хорошую, качественную воду. Ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 49,6 млн м3/сут. Известно 273 месторождения с общими запасами более 7,04 млн м3/сут. Разрабатывается 160 месторождений, годовой объем добычи воды, из которых составляет около 2,8 млн м3/сут.
В настоящее время услуги водоснабжения и канализации оказываются 1460 организациями, из которых 144 относятся к системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства. При этом на их долю приходится более 85% объема оказываемых услуг.
Из чего складывается стоимость доставки в квартиру воды, ее отведение и очистка после использования.
Чтобы добыть подземную питьевую воду, вначале проводятся геолого-разведочные работы, затем бурят скважины, опускают в них трубы и глубинные насосы, которые поднимают воду на поверхность. На станциях очистки и обезжелезивания, ее тщательно фильтруют, очищают от вредных примесей̆. Далее вода по трубам подается (опять же насосами) по многокилометровым водопроводам в наши дома. Весь этот процесс требует больших затрат электроэнергии — в себестоимости воды она занимает до 25%. Множество специалистов — операторы, сантехники, монтажники, инженеры и слесари, химики-лаборанты и многие другие круглосуточно следят за бесперебойной̆ работой̆ техники и аппаратуры, контролируют качество воды, устраняют неисправности, не допускают аварийных ситуаций. Оплата труда работников, налоги на зарплату — следующая статья расходов. Любая техника имеет свой срок службы, поэтому предприятия водоканала вкладывают определенные средства на замену отработавших свой срок труб, задвижек, насосов, счетчиков учета расхода воды, кабелей̆ электроснабжения и т.д., что также стоит недешево.
И, как любое предприятие, водоканалы должны расширять свою сеть вместе с ростом городов и поселков, модернизировать производство, внедрять энергосберегающие технологии, улучшать качество воды. Расходы на эти цели, разложенные на средне- дневное потребление, и формируют среднюю стоимость 1 м3 холодной̆ воды. Таким же образом рассчитывается отведение и очистка сточных вод.
Услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются водоканалами на основании договоров.
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Перечень работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения
№ | Работы по ТО | Периодичность |
Поддержание в исправном и работоспособном состоянии инженерных систем, обеспечение установленных параметров и режимов их работы |
||
1 | Основные виды работ для систем отопления: | |
1.1 | проверка технического состояния системы отопления | 2 раза в год |
1.2 | осмотр запорно-регулирующей арматуры в подвальных этажах (подвалах), подпольях, чердаках, технических этажах | 2 раза в год |
1.3 | осмотр водоподогревателя (теплообменника) | 2 раза в год |
1.4 | устранение незначительных неисправностей в системе отопления (промывка отопительных приборов, набивка сальников, укрепление теплоизоляции на отдельных участках трубопровода, очистка грязевика и фильтров, устранение течей трубопроводов, запорной арматуры, задвижек и другие работы) | по мере необходимости |
1.5 | профилактическое обслуживание запорно-регулирующей арматуры (притирка запорной арматуры, обслуживание трехходового крана, задвижек, разборка, осмотр, очистка воздухосборников, компенсаторов, регулирующих кранов, вентилей, задвижек, очистка от накипи запорной арматуры) | 1 раз в год* |
1.6 | укрепление кронштейнов (опор) крепления отопительных приборов и по мере необходимости трубопроводов | по мере необходимости |
1.7 | проверка работы приборов группового учета, систем автоматического регулирования расхода тепловой энергии, системы дистанционного съема показаний | в соответствии с графиками* |
1.8 | консервация системы центрального отопления | 1 раз в год** |
1.9 | расконсервация системы центрального отопления | 1 раз в год |
1.10 | регулировка, промывка (кроме гидропневматической промывки) и наладка системы центрального отопления, гидравлическое испытание системы центрального отопления, в том числе водоподогревателя(теплообменника) | 1 раз в год* |
1.11 | гидропневматическая промывка системы центрального отопления | 1 раз в 4 года* |
1.12 | уплотнение сгонов без разборки | по мере необходимости* |
1.13 | отключение радиаторов при их течи | по мере необходимости* |
1.14 | ликвидация воздушных пробок в радиаторах и стояках | по мере необходимости* |
1.15 | отключение и включение отопления мест общего пользования | по мере необходимости |
1.16 | поверка групповых приборов учета тепловой энергии и контрольно-измерительных приборов | в соответствии с требованиями изготовителя* |
2 | Основные виды работ для системы вентиляции: | |
2.1 | проверка технического состояния системы вентиляции | 1 раз в год |
2.2 | осмотр оголовков дымовых каналов | не < 1 раза в месяц в зимнее время |
2.3 | проверка исправности тяги вентиляционных каналов | по мере необходимости |
2.4 | проверка состояния (наличие тяги) и прочистка дымовых и вентиляционных каналов газовых отопительных котлов | 1 раз в год* |
2.5 | проверка состояния (наличие тяги) и прочистка дымовых ивентиляционных каналов газовых водогрейных колонок | 4 раза в год* |
2.6 | работы по проверке системы вентиляции чердаков | 1 раз в год** |
2.7 | устранение незначительных неисправностей системы вентиляции чердаков | по мере необходимости |
3 | Основные виды работ для внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации): | |
3.1 | проверка технического состояния систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации) | 2 раза в год |
3.2 | осмотр запорно-регулирующей арматуры в подвальных этажах (подвалах), подпольях, чердаках, технических этажах | 2 раза в год |
3.3 | осмотр водоподогревателя (теплообменника) | 2 раза в год |
3.4 | устранение незначительных неисправностей в системах горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации) (замена прокладок в водопроводных кранах, устранение засоров, набивка сальников, очистка фильтров, устранение течей трубопроводов, запорной арматуры, задвижек и другие работы (кроме работ в квартирах) | по мере необходимости* |
3.5 | гидравлическое испытание систем горячего и холодного водоснабжения, водоподогревателей (теплообменников) системы горячего водоснабжения | 1 раз в год* |
3.6 | промывка систем горячего и холодного водоснабжения | 1 раз в 4 года |
3.7 | проверка работы приборов группового учета холодного и горячего водоснабжения, тепловой энергии, системы автоматического регулирования тепловой энергии, системы дистанционного съема показаний | в соответствии с графиками* |
3.8 | проверка исправности канализационных вытяжек | по мере необходимости |
3.9 | прочистка канализационных отступов и выпусков в канализационную сеть до первого канализационного колодца | 1 раз в год |
3.10 | консервация поливочных систем | 1 раз в год* |
3.11 | расконсервирование поливочной системы | 1 раз в год** |
3.12 | утепление наружных водоразборных кранов | 1 раз в год* |
3.13 | профилактическое обслуживание запорно-регулирующей арматуры (притирка запорной арматуры, набивка сальников, замена прокладок в водопроводных кранах, обслуживание задвижек) | 1 раз в год* |
3.14 | укрепление кронштейнов (опор) крепления трубопроводов (кроме работ в квартирах) | по мере необходимости |
3.15 |
устранение течи канализационных стояков (заделка стыков цементным раствором (зачеканка раструба), замена уплотнительных колец, смена прокладок канализационных ревизий) |
по мере необходимости* |